Статьи → Сергей Захаров: «Я не люблю, когда что-либо делается непрофессионально»

Сергей Захаров: «Песенное творчество также рассчитано на потребителя»

«Петербургское качество» июнь 2002г.

Песенное творчество нашего нынешнего гостя — народного артиста России Сергея Захарова, на фоне тотального засилия безголосой «попсы» представляется явлением поистине уникальным. Лирические песни, романсы и произведения музыкальной классики в его исполнении вошли в золотой фонд российской культуры и были неоднократно отмечены высшими наградами самых престижных отечественных и международных конкурсов и смотров.

Для поклонников творчества певца, особенно женщин, Сергей Захаров был и остается «артистом вне времени», неким воплощением мечты, счастливым сочетанием мужественности и интеллигентности, яркой красоты и достоинства, преданности своим идеалам.

— Сергей Георгиевич, как вам удается практически не меняться с годами и сохранять форму, которой могли бы позавидовать многие тридцатилетние? Вы ведете здоровый образ жизни? Может быть, у вас особая система питания?

— Насчет формы вам со стороны виднее. Могу лишь предположить, что так хорошо сохранился, прежде всего потому, что моя личная жизнь сложилась очень счастливо: у меня замечательная жена, с которой я прожил всю жизнь, прекрасная дочь и потрясающая внучка. При этом я занимаюсь любимым делом, которое приносит большое удовлетворение, радость.

Во многом здесь также сказался и образ жизни моей семьи. В то время, как наша квартира в Петербурге в основном пустуют, мы постоянно живем в загородном доме за Зеленогорском, вдалеке от оживленных дорог и городской суеты — на свежем воздухе, в тишине, в окружении красоты, с ощущением стабильности и покоя.

Другой важный момент. Все, как говорится, «запретные плоды» были вкушены мною в молодости, и я давно потерял к ним интерес. Помните: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел!». При моей профессии и в моем возрасте, для того, чтобы не разочаровывать публику, необходимо заботиться о здоровье, беречь голос, следить за внешностью.

Питаемся же мы очень просто. Предпочитаем рыбу, грибы во всех видах, йогурты — «Чудо» и «Данон», каши... Свежие овощи и фрукты едим со своего сада и огорода. Единственный же деликатес, без которого нам не обойтись — дорогие сыры. Мясо у нас никто кроме собаки почти не ест — мы его просто не любим. А вот друзей, которые к нам приезжают, шашлыком угощаем.

С покупкой еды у нас нет проблем, из города приходится возить в основном собачий корм. В магазины ходит тот, кто может.

Питаемся мы так. С утра обильный завтрак, в районе полудня — чаепитие и обед не позже шестнадцати часов. А дальше — все до следующего завтрака.

— В прессе не раз рассказывали о вашей знаменитой коллекции чая. Вы продолжаете ее собирать?

— Да, конечно. Правда тут есть одно но: мои экспонаты нельзя долго хранить — залежалый чай уже никуда не годится, а потому его надо выпивать в первый же месяц. Вот и приходится коллекцию постоянно пополнять и актуализировать. Мой любимый чай — «Принцесса Нури» — листовой и в пакетиках. На мой взгляд он гораздо качественнее того же «Ахмата». Этот чай расфасовывают где-то под Баку, и, думается, что к нам под видом «Ахмата» приезжает нечто другое. А «Принцесса Нури» выпускается в России.

Каждый чай, если он настоящий, создан по подобию ароматов духов и предназначен для определенного времени и настроения. Я не люблю, когда чай приготовлен формально, а уж если его заваривают и пьют по нескольку дней — вообще не могу этого понять. Я вообще не люблю, когда что-либо делается непрофессионально.

-Расскажите подробнее о своем загородном доме. Каково оно — постоянно жить на природе? Что у вас посажено на участке? Что построено?

— Это не просто дача, а именно наш дом — семейный очаг: большой, современный, оборудованный всем необходимым. На приусадебном участке разбит фруктовый сад с плодоносящими яблонями, вишнями, сливами, черноплодкой, облепихой. На огороде растет также все, что только возможно в нашем климате, а потому на рынке мы покупаем лишь помидоры — они у нас просто не успевают вызревать. Мы также очень любим цветы, которых у нас огромное количество — садовых и комнатных, всевозможных сортов. В саду они цветут с ранней весны и до поздней осени, а в доме и оранжерее — круглый год. Занимается этим хозяйством, в основном жена, а помогает ей — садовница. Я тоже в свободное время люблю повозиться с растениями, покопаться в земле, и делаю это с огромным удовольствием.

В саду у нас также есть пруд с водопадом, в котором живет огромное количество лягушек. Вероятно благодаря этим замечательным земноводным у нас доме, без помощи фумигаторов, не бывает комаров (впрочем, как и любых других насекомых). Ну а если какой-то один шальной комарик и залетит к нам на участок, то тут же ретируется, чтобы не быть съеденным. А потому мы очень дорожим своими лягушками. Но к сожалению наш стокилограммовый пес Султан — адыгская овчарка, эту любовь не разделяет и все время пытается придавить зеленых малышек. Несмотря на это, Султан также является нашим любимцем, настоящим членом семьи. Это умный, спокойный и доброжелательный пес, хотя я не завидую тому субъекту, который рискнет проверить его охранные качества.

При нашем доме есть также гараж, мастерская, сауна, русская баня — в общем все, что необходимо для нормальной жизни.

— Вы не припомните какой-нибудь смешной случай из жизни на сельскохозяйственную тему?

— Одно время у нас в стране было плохо с продуктами. Мы с женой стали разводить кур. Кто-то об этом прослышал, и в городе Владимире на концерте мне подарили курицу — как букет в лукошке. Я взял ее в руки, и она тут же снесла мне на костюм... ну, не яйцо, конечно. Смех в зале стоял гомерический.

— У вас шикарные волосы. Как вы за ними ухаживаете? Каким шампунем вы пользуетесь?

— Я предпочитаю шампуни «Велла» и наш «Яичный», такой в тюбиках. Однако, шампунь не так уж и важен: все зависит от последующей обработки волос. Их нужно постоянно питать, втирать, например, яичные желтки и специальные кремы. И это при том, что моя шевелюра, по сути, терпит любые мучения (скажем, перегрев в сауне).

— А какой парфюм вы предпочитаете?

— Сейчас, при всем разнообразии выбора, остановить на чем-то предпочтение сложно: многое хочется попробовать. Сейчас пользуюсь «Версачче», но, впрочем это не так уж и важно: приятных ароматов сейчас немало.

— Вы по-прежнему одеваетесь в Финляндии?

— Не только — еще и в Париже. Это связано, прежде всего, с моими нестандартными размерами. А там все просто: пришел, примерил и купил — одежда сидит как на тебя сшитая. Конечно же и у нас полно магазинов, где продаются товары с претензией на тот же уровень. Однако, при этом, вещи, купленные за рубежом не только качественнее, но и гораздо дешевле, чем у нас, особенно это касается больших размеров.

Вообще моде я не очень следую — люблю строгий классический стиль в одежде. В жару, конечно, могу и в город выехать в шортах и цветастой рубашке, но все равно это будут очень приличные и качественные вещи.

— А сценические костюмы вы тоже покупаете в магазинах или шьете у кутюрье?

— Теперь в основном покупаю все в той же Финляндии или Франции. Там можно без хлопот приобрести ладно сидящий костюм на любой случай, в том числе — и для сцены.

Длительное время меня обшивала модельер Галина Жучкова, за что я ей благодарен. Одежда от кутюр и сейчас, конечно же, считается показателем определенного уровня человека, артиста. Вещи же, купленные в заграничных магазинах, в России вполне могут сойти за таковую. Однако, за границей я стараюсь одеваться именно в шитое.

— Вы пользуетесь отечественной бытовой техникой?

— Я, конечно же, патриот, но не до такой степени. Не знаю, почему наши конструкторы не способны создать хорошую технику. Может быть, тут сказалось долгое отсутствие рынка, конкуренции, а может быть просто по-прежнему «разруха в головах». Но зато при некотором дефиците ума, руки у наших людей золотые. Сейчас много импортной техники собирается у нас, производится по лицензиям. Эти вещи нередко составляют исключение, выполняются на должном уровне.

— А автомобиль у вас есть? Если да, то какой и сами ли вы его водите?

— Конечно, я же живу за городом, и он мне необходим как оперативное средство передвижения. Более других я люблю шведские машины, поэтому у меня «Saab» — автомобиль с превосходным двигателем, изготовленный из потрясающей стали. У моей жены — «BMW».

Ранее я, разумеется, вкусил все прелести отечественного автомобилестроения. Наш «Жигуль» — это поистине народный автомобиль. В отличие от западных машин, которые специально устроены так, чтобы владелец не лез в их «организм», он постоянно требует рук. Ну, а народ у нас, как известно, рукастый.

— По роду своей деятельности вам часто приходится гастролировать по России. Какие перемены произошли в последние годы в гостиничном бизнесе?

— Перемены разительные. Гостиницы в провинциальных городах как правило пустуют — ими пользуются только командированные и гастролеры. Меж отелями возникает конкуренция за клиентов: появилось много ведомственных гостиниц, которые имеют возможность снижать цены. А потому руководство других отелей вынуждено держать высокие цены за проживание в номерах. Так, люкс в гостинице, скажем, Самары стоит порядка 3 тысяч в сутки. Это конечно немыслимая, неадекватна цена, и я, если размещаюсь за свой счет, а не по приглашению, предпочитаю снимать хороший одноместный номер за 300-500 рублей. Что касается сервиса, то он, конечно, изменился в лучшую сторону: даже в самом маленьком, захолустном городке теперь не бывает гостиниц, скажем, без сауны

— Что вы можете сказать о качестве песенного творчества? Как относитесь к непрофессионализму на нашей эстраде?

— Песенное творчество также рассчитано на потребителя — зрителя, слушателя. Здесь также, как и в производстве товаров, торговле существует жесткая конкуренция. А потому для того, чтобы быть популярным долгие годы, тоже надо работать качественно и профессионально, так, как это мог, например, Георг Отс.

Когда же человек в течение месяца записывает песню по слогу, потому что не способен спеть чисто «живьем» и одной фразы, когда вместо него трудится звукорежиссер, сводя на компьютере воедино песню — о каком профессионализме можно говорить?

Позже такие «шедевры» катают по всей стране, тиражируют по телевидению, в то время, как «исполнитель» занят лишь открыванием рта. Непонятно, зачем нужны подобные артисты, и какой интеллект нужно иметь, чтобы считать это искусством.

— А как вы относитесь к участию известных артистов в рекламе?

— Когда это делает просто крепкий, хороший артист (скажем, дама, рекламирующая «Комет» или «тетя Ася») — это вполне нормально. Что касается звезд, то они могут рекламировать только особый, эксклюзивный товар, причем имеющий отношение к их профессии. Когда же актеры-звезды рекламируют средство от перхоти или поноса, они неизбежно теряют уважение своих почитателей.

Марина КОЛЕСОВА

Презентация новой книги о Рахманинове

27.11.2015
В конце прошлого месяца в концертном зале государственной российской библиотеки прошла презентация новой книги Людмилы Ковалевой (Огородновой). Работа называется «Рахманинов. Биография». Книгу напечатало издательство в Санкт-Петербурге «Вита Нова». Сама автор презентовала книгу и подарила ее библиотеке.

Как по-новому прочли «Три Мушкетера»

25.11.2015
В МХТ имени Чехова была представлена новая работа режиссера-экспериментатора Константина Боголова.

В Уфе вспоминали хиты Дунаевского

23.11.2015
Недавно в Уфе прошел гала-концерт, который организован проектом «Максим Дунаевский». Напомним, что данный проект существует уже более восьми лет. В этом году страна празднует 115-летие со дня рождения Исаака Дунаевского, а также 70-летие Максима Дунаевского. Известный композитор и автор популярных песен Максим Дунаевский сам исполнял произведения. Он играл и представлял публике своих близких друзей. Это молодые, но уже известные музыканты.