Статьи → «Я люблю, когда цветы растут вольно»
«Крестьянка» № 3 1997г.
Прошлый високосный год чуть было не унес жизнь еще одного любимца публики — эстрадного певца Сергея Захарова. Потеря сознания, инфаркт... газеты писали, что его буквально вытащили с того света и что спасли его отсутствие вредных привычек и спортивное прошлое. Газеты у нас, сами знаете, приврут — не дорого возьмут, а потому...
— Сергей Георгиевич, многие ваши поклонники были встревожены этой информацией. Что же произошло с Вами?
— Как ни странно, пресса абсолютно точно рассказала о случившемся, поскольку журналисты на этот раз общались с лечащим врачом, а не пользовались слухами... А произошло вот что: на протяжении лета у меня было очень много концертов в разных городах России. Я участвовал в предвыборной кампании в поддержку президента. Частые перелеты, недосыпания, переутомления, и как результат нервного истощения случился коллапс.
— Вы были один в этот момент?
— Да. В пять утра мы должны были вылететь в Москву. Я дремал в номере. И когда почувствовал, что теряю сознание, сполз с постели и в полуобморочном состоянии, ориентируясь на маленькую щелочку света в двери, пополз к выходу. В минуты, когда я приходил в себя, в голове мелькало — если дверь заперта, не буду бороться. Мне трудно было удержать сознание и не хватало кислорода. Дверь оказалась не заперта...
— Вы успели крикнуть?
— Как мне потом рассказывали, я крикнул не своим голосом. Напротив моего номера была комната администраторов. Там, к счастью, не спали. Позже я очнулся на диване, уже в номере. Было много народа: все, кто работал со мной в этой поездке... Последнее, что я помню: двое молодых парней в белых халатах, бегущих ко мне... В этот момент, как рассказывают врачи, у меня остановилось сердце.
— То есть Вы их как будто ждали.
— Они потом так и сказали... Наступила клиническая смерть. Но клиническая (смеется), а гостиничная. Я был в этом состоянии шесть с половиной минут... Врачи подключили электрошок... дальше я помню перестук каталки на стыках больничных плит... опять провал, и уже часов в десять утра я очнулся в более или менее приличном состоянии.
— Вы родились под счастливой звездой!
— Наверное. Потому что произошла целая цепочка удивительных совпадений: гостиница, где мы жили, была в 40 минутах от города Миасса. Единственная реанимационная «скорая помощь» в момент, когда со мной это случилось, проезжала в пяти минутах от места событий. В стационаре, куда меня доставили, дежурил врач, который был в курсе последних достижений мировой практики в области кардиологии. В больнице была единственная капсула вещества, растворяющего тромбы, присланная американской фирмой как демонстрационный экземпляр, а посему лежащая в сейфе. Счет шел на минуты. Взломали сейф. В течение полутора часов мне вводили это лекарство. Но самое поразительное: когда я очнулся через два часа после клинической смерти, моя кардиограмма пришла в норму! Первое, что я сказал врачам: «Ребята, спасибо. Отпустите меня, я должен ехать в Москву на юбилейный концерт по случаю
— У Вас не было чувства страха, когда Вы пришли в себя?
— Страха не было. Нет его и по сей день. А знаете почему?
— Почему?
— Тогда я понял — умирать не страшно.
— Вы, наверное, знаете о книге американца Моуди «Жизнь после смерти», в которой люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают о том, что они видели ТАМ. Что-нибудь подобное Вы ощущали?
— Я очень боюсь об этом говорить, как бы меня не заподозрили в том, что я придумываю... В этот момент, когда я увидел врачей, вбегавших в мой номер, наступила короткая темнота... А потом в очень ярких красках я увидел все, что происходит в комнате... сверху...
— Вы хотите сказать, что, находясь без сознания, а точнее, без признаков жизни, Вы все это видели?
— Да. Я хорошо помню, что мне мешает потолок... Точно потолок, потому что... известка... И я, как шарик, воздушный упругий шарик... Я наблюдаю такую картину: полная комната людей, два врача и...
— А что было во время этого перехода?
— Наверх я прошел через темноту, а вернулся через... такую... мигалку... Я понял, что умирать совершенно не страшно. Может быть, это нелепо
— Завершенности?
— Да. И впереди
— После того, что случилось, Вы стали смотреть на жизнь
— У меня появилось сознание того, что накопление денег, карьеристские успехи — все это не имеет никакого отношения к истинной цели, для которой человек приходит в этот мир.
— Вы стали добрее?
— Всякое зло, раздражение или психоз — это постоянная борьба. Борьба тела за существование. Я уверен, что если бы у нас был клуб тех, кто перенес подобное состояние, — это было бы самое лучшее, самое достойное сообщество людей, которые когда-либо были вместе. Начинаешь понимать, что раньше жил химерами, и уже на Библию смотришь как на программу развития человечества.
— А Ваш взгляд на дом, семью подвергся
— Дом стал большей крепостью, чем был раньше.
— Значит, сначала дом, потом профессия?
— У женщин и мужчин разные биологические задачи. У каждого свое предназначение. Для женщины — это дом, для мужчины любимая работа является частью дома. Буржуазное общество уже давно поняло, что институт семьи — самый главный институт. Когда основой общества является семья, а не партийная ячейка — тогда все становится на свои места.
— Вы
— Представьте себе человека
— Значит, дело было вовсе не в драке... Это выяснилось недавно?
— Мне рассказали об этом несколько лет назад бывшие комитетчики, курировавшие тогда учреждения культуры. Но, как только этот чиновник перестал занимать свой пост, меня сразу вернули в Ленинград, и я вновь стал работать в мюзик-холле и выступать на телевидении.
— Как Вы пережили несвободу?
— Я был молод... Адаптация прошла быстро. К тому времени я уже отслужил в армии... Трудно было психологически, когда отбывал срок в городе Сланцы на «химии». Я работал на стройке, и каждый день возле участка появлялась очередная учительница с группой учеников и, показывая на меня пальцем, говорила: «Вот, дети, смотрите, раньше этот дядя пел, а теперь кладет кирпичи. У нас в стране перед Конституцией все равны...» Ходили целыми школами. В результате я вернулся в Ленинград и последние три месяца провел в тюрьме.
— А что за люди окружали Вас там?
— Как ни странно, но это было общество людей образованных и начитанных. Среди них был врач, сделавший подпольный аборт, инженер крупного предприятия, дававший взятки для своевременной поставки сырья на завод. Много хозяйственников... Сидели, конечно, и профессиональные преступники, отбывавшие третий и четвертый сроки, но люди умные и
— А как повели себя Ваши друзья, когда Вы вернулись?
— О-о-о... Их потом не стало никого. Исчезли. Только один Илюша Резник остался. Как только я вернулся, он появился, как прежде.
— Скажите, а Вам знакома «звездная болезнь»? Вы так стремительно стали известны, о Вас ходили разные легенды...
— В детстве я читал хорошие книги, у меня были замечательные учителя, я слушал выдающихся певцов, у меня до сих пор одна из самых богатых коллекций музыкальных записей, и Петербургское радио часто пользуется ею. То воспитание, которое я получил в семье, исключало даже понятие «звездности». Единственное, что я себе позволял, это некоторую нетерпимость к бездарности и ограниченности, что, может быть, и давало повод говорить о «звездной болезни». Если бы я не был так популярен — говорили бы просто о моем скверном характере. Как говорили о многих. Человек воспитанный, образованный, мне кажется, лишен риска считать себя выдающимся, потому что понимает — есть гораздо лучше него. Я знаю свой ряд и в этом ряду свое место.
Время успеха, на Ваш взгляд, опасное время?
— Весьма... Весьма опасное, как я сейчас понимаю. Когда человек добился
— Вы
— Я все время откладывал.
— Вы хотите сказать, что если петь в опере, то надо быть первым?
— Да. Необходимо оставить эстраду, полностью посвятить себя опере и быть первым. Если бы мне было 20 лет... Теперь это невозможно. Я уже сформировавшийся артист, со своей судьбой, и интуитивно чувствую, что, потеряв эстраду, могу ничего не приобрести в опере. У меня просто нет времени.
— Вашей внучке Стасе четыре с половиной года. Язык не поворачивается назвать Вас дедушкой, но тем не менее... Какую профессию Вы ей прочите?
— Честно говоря, я был бы рад видеть ее оперной певицей. Именно оперной.
— А если она будет против?
— Ну, я не волен... Мое дело привить ей сознание того, что она может ею стать. Маленькому человеку надо очень немного: его можно воспитать своим примером, любовью к музыке. Знаете, с детьми всегда есть проблемы, а с внуками все
— Более осознанно?
— Появляется желание сделать все, чтобы внуки стали продолжателями твоего дела. Внук или внучка. Внучка даже предпочтительнее: из девочек быстрее получаются люди.
— Вы живете в Петербурге. Вам не хочется вослед чеховским героиням крикнуть: «В Москву, в Москву!?»
— Москва в
— В Москве нужно быть более жестким?
— Знаете (смеется), в Москве не успеешь ложку положить в рот, как кто-нибудь с нее
— Вы сами построили дом?
— Конечно, не один, но и своими руками тоже. Я всегда чувствовал отрицательное поле города. В Москве в большей степени, в Петербурге в меньшей я ощущаю людское раздражение, желание обойти ближнего, недоброжелательность. Все это действует на душу и сердце человека. В большом городе люди зачастую превращаются в механизмы.
— И Вы решили покинуть город?
— Да. Как страус спрятать голову в песок. Я не знаю, хорошо это или плохо, но это мой способ существования... Наш дом стоит в пяти минутах от озера. На этом клочке земли у нас есть все, что нужно для жизни. Вообще самое важное — это процесс созидания: от приготовления земли до урожая. Удивительное ощущение причастности к природе.
— Я знаю, что Вы выращиваете цветы, не жена, а именно Вы.
— Я люблю, когда цветы растут вольно, а не стоят срезанные в вазе. У меня все так распланировано, что они появляются в конце мая, и радую глаз до первых заморозков, распускаясь и отцветая по очереди. Я убежден, что они наделены душой и умеют разговаривать.
— У Вас есть любимые цветы?
— Я не люблю нахальные махровые гвоздики. Мне нравятся садовые цветы из моей юности: львиный зев, ромашки разных сортов, хризантемы, астры.
— Помимо Вашего увлечения цветами, Вы еще коллекционируете сорта чая.
— У меня очень развиты вкусовые ощущения. Я, например, никогда не солю пищу, не кладу сметану в борщ. Когда заваривают чай и пьют его в течение нескольких дней, я этого не могу понять. Каждый чай, если он настоящий, создан по подобию ароматов духов и предназначен для определенного времени и настроения. Не люблю, когда чай приготовлен формально. Я вообще не приемлю всего того, что сделано непрофессионально.
— А как Вы относитесь к непрофессионализму на нашей эстраде?
— Когда человек в течение месяца записывает песню по слогу, потому что не может «живьем» спеть чисто одну фразу, когда вместо его мастерства звукорежиссер на компьютере сводит воедино песню — о каком профессионализме можно говорить? Позже «ЭТО» катают по всей стране, тиражируют по телевидению, а человек занят только открыванием рта. Я не понимаю смысла существования такого артиста, и какой интеллект надо иметь, чтобы считать это искусством.
— После долгих гастролей, когда Вы, наконец, приезжаете в свой дом, что Вы делаете в первые дни домашней жизни?
— Вначале я ничего не делаю: хожу, как помещик, из угла в угол. Осматриваю, где, какой непорядок. Делаю замечания домашним. Всем выговариваю: как, почему и сколько можно? К вечеру чувствую по глазам жены, что мне (смеется) опять пора на гастроли. Мы топим баню и вместе с супругой и внучкой, если она в это время у нас, с удовольствием идем в парную. На следующее утро я перехожу от слов к делу — начинаю устранять неполадки, принимаюсь за работу.
— А Вы рассказываете жене о неудачах?
— Мне приятно рассказывать об удачах. Я точно знаю, где мои ошибки, почему произошло то или иное. Я сам в этом разбираюсь. Нельзя жизнь близких людей ставить в зависимость от своих творческих проблем. У жены своя часть удач и неудач. И когда мы встречаемся дома — уже не существует моей работы или ее. Я размагничиваюсь в семье. Знаете, это как во сне, где мы все находимся в состоянии покоя и умиротворения.
— А что Вы делаете вечером, устав от трудовых будней?
— Это самое спокойное и благостное время: жена вяжет или раскладывает пасьянс. Я сижу возле нее и, как правило, смотрю новые фильмы по видео. У меня есть целый ряд любимых артистов. Мне нравится настоящее кино... Или же слушаем музыку — новые записи. Сейчас, слава Богу, с этим нет проблем. Часто это оперные спектакли, симфоническая музыка, но только не эстрада. Я готовлю новый концерт, подбираю репертуар. Это будет классическая музыка, романсы, народные песни. Есть такой романс: «Вам 19 лет, у Вас своя дорога...» Наступает в жизни момент перехода в другое состояние. Достигаешь возраста, когда прощаешься со своими заблуждениями, оставляешь
— В ближайшее время у Вас выходит альбом из пяти дисков. Что за проект Вы готовите на радио, связанный с этими записями?
— В альбоме будут собраны все лучшие записи за 20 лет, включая концертные программы из зала «Россия». На радио планируются еженедельные программы, в которых я буду рассказывать о себе, об эстраде того времени, когда записывались песни, а также будут звучать мелодии тех лет в моем исполнении. Все, кто не сумеет купить мой альбом, смогут записать на свои магнитофоны эти радиопередачи.
— Вы счастливый человек?
— Абсолютно. Я занимаюсь любимым делом, которое приносит удовлетворение. У меня хорошая семья: 27 лет, которые мы прожили с Аллой, говорят сами за себя. У меня прекрасная дочь и любимая внучка. Вообще выдержать меня в течение всего этого времени — дорогого стоит. В силу профессии я не часто бываю дома, у меня много гастрольных поездок. И в полной мере я не могу быть главой семьи. На жену же я полагаюсь полностью — она и есть глава нашей семьи. Это чувствуют даже домашние животные. Собака Ваня не берет меня в расчет. Я для него (смеется) один из стаи.
Елена КАНДАРИЦКАЯ