Статьи → «Любить — это отдать себя»

«Аргументы и факты» № 20 октябрь 1999г.

Большинству из тех, кому сейчас около 20 лет, имя Сергея Захарова, наверное, ничего не скажет, а вот для их старших братьев и сестер, мам и пап имя этого человека — целая эпоха российской эстрады. Он был подлинным кумиром того поколения, женщины были без ума от него, и ходило много слухов о его любовных похождениях. Сейчас кумиры иные, но талант и прекрасный голос Сергея Захарова по-прежнему находят признание у его слушателей, и по-прежнему в него влюбляются женщины...

— Сергей, могли бы Вы подарить любовь той, кто ее жаждет, но не ценит? Могли бы любить человека, который изменяет в любви?

— Прежде всего любить — это отдать себя, подарить себя любимому человеку. И настоящая любовь не требует никакого вознаграждения. Никакой ответной отдачи не нужно. В идеале любовь, наверное, должна быть взаимной, но мне кажется, что это случается довольно редко, и по большому счету вопрос взаимности не самый главный. Довольно часто достаточно бывает — и женщины это прекрасно знают, — чтобы тебя действительно любили, а ты уж постараешься этого человека окружить заботой, даже и не любя его.

— А что такое, по-вашему, любовь вообще?

— Это эфемерное чувство... Кто знает, существует ли оно вообще? Как часто, после нескольких месяцев совместной жизни выясняется, что любви-то как раз никакой и не было, а было или чисто сексуальное влечение, ошибочно принятое за любовь, или неосознанная попытка избавиться от одиночества. Женщины стремятся обрести сильного, надежного спутника жизни, на которого можно опереться, а молодые мужчины, бывает, ищут в жене замену своей матери. Но на самом-то деле, конечно, любовь существует, и счастлив тот человек, который нашел взаимность, свою половину. Любовь — это не просто сексуальное влечение и даже не сексуальная гармония. Это тоже, разумеется, имеет большое значение, но надо еще как бы дополнять друг друга, нуждаться друг в друге духовно, по жизни.

— А Вы могли бы назвать любовь прощением всех вин человеческих?

— С чего бы? Это же совершенно разные вещи.

— Значит, не могли бы простить любимому человеку все? Измену, например.

— Понять — да. Понять мог бы. Но понять и простить — это, в общем, синонимы. Поэтому — да, наверное, мог бы простить. Ведь у всех — и у мужчин, и у женщин — бывают периоды увлечений. Это можно понять. Просто женщине сложнее увлечься по-настоящему в силу многих биологических причин. Мужчинам это проще. Поэтому вина мужчины всегда очевидно меньше, чем вина женщины.

— И чисто физиологическую измену простили бы?..

— Этот вопрос не стоял никогда в моей жизни. Поэтому мне трудно на него ответить. Мне кажется, что теоретически это возможно. А вот насколько трудно это дается в действительности, я не знаю.

— Что Вас больше всего привлекает в женщинах: магнетизм, обаяние, какая-то изюминка, шикарный вид... Или все вместе?

— Честно говоря, женщины очень заблуждаются насчет того, что сверхизящество, сверхдороговизна нарядов и украшений и сверхвысокомерное поведение определяет ее принадлежность к высокому женскому сословию и обеспечивает внимание мужчин. Наоборот, это очень отпугивает мужчин, мы этих женщин обходим стороной, они для нас не есть суть женская. Напрасно бытует мнение, что популярные артисты увлекаются только писаными красавицами. И я сам, и многие из моих друзей, к моделям, к манекенщицам, каким-то утонченным светским львицам относимся с полным равнодушием. Почему? Потому что за претензией на исключительность, как правило, сквозит холодность и полная фригидность. Потому что они нам не принесут того утешения, которое нам необходимо, того тепла, добра, уюта...Нет мы любим более простых женщин, более нежных и понимающих свое предназначение. Потому что женщина — это владычица мира, и владычицей она может быть отнюдь не благодаря дорогим мехам. Сделать наш мир добрее, уютнее, честнее — вот истинное предназначение женщины. Поэтому мы выбираем женщин попроще, но помилее нашему сердцу!

— Могли бы Вы быть рядом с сильной женщиной?

— А зачем она нужна, сильная женщина? Какая у нее задача? Сильная женщина умеет жить сама, пусть и живет себе на здоровье. Мы предпочитаем охранять женщин, оберегать их и устраивать их жизнь в лучшем виде — это уже наша задача: сделать женщину счастливой. А если женщина сильная — обойдется и без нас.

— Как Вы считаете, если мужчина плачет, это значит, что он слабый?

— Нет, совсем нет. Ведь есть очень чувствительные натуры, которые, например, могут прослезиться на спектакле... Я очень часто плачу на хорошем кино. Но не из-за ситуации, которая там показана, а больше от восторга. Восторга от потрясающей работы режиссеров, актеров. Я ведь не смотрю плохих фильмов — это пустая трата времени. И, поверьте мне, хорошее американское кино — подчеркиваю, хорошее, высокого класса, но которое у нас, к сожалению, не популярно, — для человека, для его души дает гораздо большее, чем любая пропаганда праведного образа жизни — будь то пропаганда демократическая или коммунистическая. Потому что нигде, как в хороших американских фильмах, нет столько добра, сколько ненавязчивого назидания и учения любить друг друга. У нас, к сожалению, фильмов подобного качества пока нет.

— Может ли женщина внушить мужчине уверенность в себе, сделать его сильным? Помочь справиться с тягой к алкоголю или наркотикам?

— Да, умная женщина, как поет известная артистка, может из того, что было, «слепить и полюбить».

— «Я его слепила из того, что было»?

— Да, я это имею в виду. Умная женщина, которая прожила достаточно и знает, как обращаться с мужчинами, вполне может путем внушения ему некоторого восхищения им и одобрения направлять его в нужном направлении, может руководить его деятельностью и, в конце концов вывести на крепкую дорогу. Таким образом, она и себя тоже поднимет и оградит от много. А может и скатиться вместе с ним в яму, если пойдет у него на поводу и начнет пить вместе с ним. Многие женщины думают, если он пьет — пусть лучше пьет дома, чем где-то, и начинают с ним вместе пить, и все это кончается разоренным гнездом, смертями насильственными, пожарами, бойней, милицией... Думаю, что умная женщина, если она почувствует, заметит, что у мужчины уже пошли необратимые процессы, он теряет свою личность, то она уйдет, не будет напрасно тратить свою жизнь. И не нужно. Я советую женщинам безоговорочно уйти.

— А как насчет лозунга: «Берегите мужчин»? Стоит ли женщине жалеть мужчину?

— Мне кажется, что это мужчинам часто необходимо. Мне думается, что мужчина создан для того, чтобы совершать что-то достаточно грубое... На нем лежит прозаическая задача содержания семьи. Но, смотря, что ставить во главу угла. Если мужчина ставит во главу угла работу, поскольку так положено, а семья остается на заднем плане, то это не годится. Мне кажется, что мужчина должен ставить во главу угла семью, а работу — как средство содержать семью.

— Помните ли Вы свою первую любовь? В каком возрасте это случилось?

— Это было аж в 4 года. Я помню девочку из детского садика, белокурую, похожую на Мальвину, как я ее себе предоставлял, моего же возраста, с которой мы гуляли и с которой обсуждали планы о том, как поженимся и будем жить вместе. И наша любовь длилась очень долго... целую неделю. Это была совершенно пылкая любовь, мы не могли друг без друга ни секунды и бегали друг к другу. Мы играли, и чего только не было в этом гигантском отрезке времени — целой неделе. В этом возрасте неделя — это бесконечная жизнь.

— Сейчас Вам нравится определенный тип женщин — брюнетки, блондинки? Или симпатия зависит от других критериев?

— Нет, от такой мелочи, как. Например, цвет волос, это никак не зависит.

— А идеал женщины-певицы или актрисы у Вас есть?

— Если говорить о певице, то на сегодняшний день — это Монтсеррат Кабалье. Из русских актрис очень нравится Неелова, а Мерил Стрип — моя «американская любовь».

— Вы бывали во многих странах. Каких женщин Вы считаете самыми красивыми? Итальянок, француженок?..

— Самыми красивыми? Все красивы по-своему. Японки, например, очень красивы, но не красотой в европейском понимании — они красивы как раз теми замечательными качествами, которые часто отсутствуют в русских женщинах: уважение к мужчине и кротость в сочетании с умением точно управлять семьей. Умная, веками построенная система управления мужским населением. И в то же время изящество, полутона. Поэтому, наверное, я бы отдал предпочтение японской женщине. Но только с точки зрения восхищения их мудростью.

— А русские женщины?

— Мне трудно судить. Мне кажется, у нас настолько все извращено. Когда женщины долбят железную дорогу кирками и ломают асфальт на дорогах, мне трудно судить о красоте русской женщины. То, что понимается под красотой у русских молодых женщин, простите, это — панельная красота. То же самое касается и одежды. В других странах подобным образом одеваются женщины только в самых злачных местах. Взять, например, страну первой сексуальной революции Щвецию. Женщины проявляют себя в высшей степени достойно, хотя они сексуально раскрепощены, умеют нравиться мужчинам, поддразнивать и любят это делать. Но совершенно точно знают: когда какой быть. Вы днем, до самого вечера не найдете ни одной украшенной и даже накрашенной женщины или в чем-то фривольной. Все — деловой стиль, и практически без краски. Это — работа, это — дело, ее нужно воспринимать только с точки зрения человека, который работает, который что-то создает. Но наступает вечер, и вдруг, откуда не возьмись, появляется бесконечное количество красивых женщин, они просто преображаются в истинных женщин вечерами.

— А у кого одеваетесь Вы, есть ли у Вас стилист?

— Ну, стилистом являюсь я сам, а одеваюсь, как правило, в Финляндии. Просто в магазине покупаю. Финляндия рядом, я туда еду на пару дней, там одеваюсь, пополняю свой гардероб. Только в силу того, что я большой и с моими размерами в Финляндии проблем нет, там ребята крупные. Это то, что касается одежды для дома.

— А Ваш сценический гардероб?

— Есть такая замечательная женщина — Галя Жучкова. Она мой художник по костюмам. А шью костюмы уже много лет в московском салоне «Александр».

— Ваш любимый парфюм?

— Мужской — «Брут».

— А женский?

— А женский — не могу произнести, японское название, кажется «Кашаеши», я недавно покупал, дарил жене. Такой тонкий японский запах...

— Любите ли Вы появляться «в свете»? Что для Вас означают слова «бомонд» и «тусовка»?

— «Тусовка» — это ужасное слово, я его не люблю. Во-первых, потому, что оно пришло все-таки из уголовного мира, и поскольку я определяю жизнь в искусстве как высокое понятие, то какое искусство — такие и эпитеты, которые его определяют. Если «тусовкой» все с удовольствием называют сообщество актеров или художников, когда они собираются вместе, то я невысокого мнения об этом сообществе. Более того, несколько раз мне приходилось бывать на так называемых «тусовках». Там в основном находятся («тусуются») «околоискусственные» люди — это люди, которые никогда в жизни ничего не сделали, они только ходят поесть, попить и поговорить. Я еще ни одного приличного творца на тусовке не видел. Что касается «бомонда», то это эквивалент слову «тусовка». Потому что, по всей видимости, у нас не из чего вырасти «бомонду» в высоком смысле, у нас нет корней, у нас нет голубых кровей, у нас нет воспитания, впитанного с молоком матери. Слово «бомонд» в наших условиях неприменимо.

— Давайте все же закончим на чем-то более приятном, вернемся к теме любви. Что Вы думаете по поводу флирта?

— Это нормально. Потому что на этом практически замешано все. Флирт — это нормальная реакция здорового мужчины или здоровой женщины на противоположный пол. С точки зрения женщины это проверка ее возможностей, возможностей чисто женских, как влияют ее чары на того или иного мужчину, а с точки зрения мужчины — это мечта о возможностях, о возможном и невозможном, скажем так. И вся эта борьба между желанием получить все и невозможностью все взять или дать, и есть флирт. Поэтому флирт никогда не помешает, он одно из украшений жизни и самое опасное оружие женщины.

Жанна САБЕЛЬФЕЛЬД

Презентация новой книги о Рахманинове

27.11.2022
В конце прошлого месяца в концертном зале государственной российской библиотеки прошла презентация новой книги Людмилы Ковалевой (Огородновой). Работа называется «Рахманинов. Биография». Книгу напечатало издательство в Санкт-Петербурге «Вита Нова». Сама автор презентовала книгу и подарила ее библиотеке.

Как по-новому прочли «Три Мушкетера»

25.11.2022
В МХТ имени Чехова была представлена новая работа режиссера-экспериментатора Константина Боголова.

В Уфе вспоминали хиты Дунаевского

23.11.2022
Недавно в Уфе прошел гала-концерт, который организован проектом «Максим Дунаевский». Напомним, что данный проект существует уже более восьми лет. В этом году страна празднует 115-летие со дня рождения Исаака Дунаевского, а также 70-летие Максима Дунаевского. Известный композитор и автор популярных песен Максим Дунаевский сам исполнял произведения. Он играл и представлял публике своих близких друзей. Это молодые, но уже известные музыканты.