Статьи → «На хрупких клавишах души»
«Правда» № 10 1996г.
Популярность этого певца для
— Сергей, с чем связано, что о вас почти ничего не было слышно?
— Последние четыре года у меня были турне по России и за рубежом, много закрытых, презентационных концертов и, к сожалению, мало афишных в Москве и С.Петербурге в силу финансовых проблем. Мой стиль не сразу привлекает «новых русских», а «старые русские» чуть дольше шли к материальному благосостоянию. Сейчас — они пытаются помогать, и мы вместе занимаемся той музыкой, которую любим.
— У вас что-нибудь осталось от того Сергея, который был в «Небесных ласточках»? Что значил этот фильм в вашей судьбе?
— Коллектив актеров, занятых в фильме, научил меня
— Вы исполняете арии, романсы, ностальгические песни. А ведь интересам эстрадного бизнеса больше отвечает музыка, которая не совпадает с вашими устремлениями. Это позиция артиста, решившего быть вне времени?
— Шоу-бизнес ориентируется на молодежь, которой легко привить вкусы. А
поколение постарше — те, кому за тридцать, — оставлено без внимания. Их
больше, но они не обещают огромной финансовой отдачи и более требовательны
к музыке. Образ современного поп-идола высокопрофессионально делается
клипмейкерами, продюсерами, журналистами. Когда такой артист остается один
на один с публикой, часто оказывается
— На непрофессионализме, как обнаружилось, сейчас можно неплохо заработать. Не было ли соблазна спеть что-нибудь шокирующее или отснять «задушевный клипачок»?
— Есть и другие способы заработать деньги. Я не сторонник удешевления образа. За световыми, танцевальными и прочими эффектами в клипах, за эпатажем не видно души артиста. Может получиться по Стендалю, когда популярность уйдет вместе с жизнью т газет, которые ее создали.
— Вы поете песни, которые можно назвать музыкальными рассказами. В них есть четко определенный сюжет со своими лирическими героями. Вам приходится переделывать авторский текст, приспосабливать его к себе?
— Только в том случае, когда имею дело с живым автором.
В классические произведения что-либо привносить не имею права.
Классика блистает всеми гранями только в том случае, если артист
существует в рамках тех гениальных текстов, которые к нему попали. Тогда становится ясно, почему произведение — одно из тысяч- сохранилось, а не кануло в Лету. Я как исполнитель осознаю, что мы существуем в качестве ретрансляторов замыслов автора. Это мой рецепт от «звездной болезни».
— При всем своем неприятии «волчьих» законов шоу-бизнеса вы все же вступили в деловые отношения со звукозаписывающей фирмой. Не боитесь, что вам предложат в рекламных целях выступить, скажем, в ночном клубе или раскрутить акцию сомнительного свойства?
— Недавно я записал новый диск «Вспоминайте, братцы!» на стихи и музыку Виктора Мальцева. Это психологические новеллы, которые, что называется, легли мне на душу.
Фирма «Gа1а Records» предложила выпустить к моему творческому юбилею все, что я записал удачного за свои двадцать пять лет работы на эстраде. Это будет альбом из десяти лазерных дисков, который также выйдет в варианте виниловых дисков и кассет. Такая возможность предоставлена мне безвозмездно. Партнеры, видимо, понимают, что сейчас я пою для обездоленных (в музыкальном смысле) поколений, людей, не обремененных тугими кошельками.
— Сейчас есть теория, согласно которой все звуки воздействуют на биологические пружины человека. Горловой звук — сексуальный, слетающий с нижней губы — агрессивный... Может быть, вы, зная об этом, и добились того, что стали в свое время не скажу секс-символом (тогда и слова такого не было) — кумиром множества юных поклонниц?
— Ничего искусственно сделать нельзя, тем более на сцене, где все многократно увеличивается, гипертрофируется. Если человек ничего собой не представляет, любые его попытки обрядиться в супермена вызывают усмешку. Женское сердце обмануть невозможно, оно или чувствует мужчину, или нет. Все происходит на подсознательном уровне.
— Но ведь и пение душой — тоже побуждение ответных порывов. Вот и программы ваши называются «На хрупких клавишах души...»
— Зрители влюбляются не в конкретного человека на сцене, а в его образ. Нормальный артист не отождествляет себя с ним.
— Работая в камерных залах, вы хорошо видите лица своих поклонников. Они меняются?
— Признаюсь в одной крамольной вещи. Когда работаю на сцене, стараюсь никого не видеть. Я придумываю идеального зрителя.
— Говорят, с открытостью своей страстной души русский артист понятен за рубежом без перевода. Что скажете на сей счет исходя из опыта ваших гастрольных поездок?
— Поехать на гастроли в «русскую» Америку, Европу — все равно, что выступить в Одессе. Заграницей интересно работать не на вчерашних соотечественников, переселившихся, скажем, в Нью-Йорк, а именно на иностранную публику. Если бы вы видели эти горящие женские лица, блестящие глаза мужчин. После концерта мне через переводчика говорят: «Мы не поняли ни слова, но знаем, о чем песня». Движения души не нужно облекать в слова. Поверьте, это не фантазия. Когда ты искренен на сцене, когда сам погружаешься в глубины музыки и стиха, от тебя исходит некий магнетизм.
— А где особенно тепло принимают?
В тех странах, где ценится голос. Меня там называют русским басом, хотя я лирический баритон. Успехом пользуются программы с русской лирикой. Я замечал это в Италии, Греции, Испании, на юге Франции, в Германии, Латинской Америке, на Ближнем Востоке — в общем, везде, где люди импульсивны. Скандинавы, например, открыто не проявляют свои эмоции, они даже больше «законсервированы», чем мы. Южные же люди — другая «формация»: из пиджаков выскакивают, с галерки падают, чтобы показать, как им нравится. Наша современная эстрада там не котируется. Это могут подтвердить и отечественные популярные певцы. Когда артист плохо имитирует зарубежные образцы, непонятно, из какой страны он приехал и что несет зрителям.
— Традиционный вопрос гастролирующему артисту: пожить на Западе не хотели?
— Уже через неделю пребывания в «благополучной» загранице я бы улетел в нашу неприбранность.
— Артисты имеют свойство не раскрываться до конца. Как однажды сказал Ален Делон,"часть айсберга всегда остается под водой«. Но наша беседа будет неполной, если не спросить вас о доме,об увлечениях.
— Самое большое увлечение —семья, которая состоит из меня, супруги, дочки, внучки, собаки Вани и кошки Ксюши. Мы все живем в пятидесяти километрах от Питера, в лесу, в своем доме. Тут рядом с грядками и теплицами набираюсь тепла, которое потом надо передать людям, пришедшим на концерт.
— Стало быть, имеете представление о садоводстве и огородничестве?
— Еще какое! На мне вся «творческая» часть по копке земли, обустройству теплиц, грядок. Супруга занимается «экзотическими» овощами (так у нас называются все овощи, кроме картошки). Я очень люблю цветы. Подбираю их так, чтобы они, распускаясь в разное время, передавали друг другу эстафету.
— По характеру вы собственник?
— Я — домоустроитель. Если смысл человеческой жизни в творении, то дом, род, семья — это то, для чего мы творим.
Олеся ЖЕЛТОБРЮХ