Статьи → «Секреты его молодости»
«Аргументы и факты» 17 апреля 1998г.
Его жалобы на преклонный возраст воспринимаются скорее как флирт, кокетство, игра. Седина почти не тронула густую черную шевелюру. А он сетует, что ему скоро сорок восемь, и радуется, что подрастает внучка Стася — самая большая отрада и надежда в жизни.
Не одно поколение женщин отдавали ему сердца, бесчисленное количество раз смотрели фильм «Небесные ласточки», где он сыграл красавца гусара, и, затаив дыхание, слушали «Яблони в цвету». И сегодня нет-нет да и проберется за кулисы молоденькая девушка, чтобы с обожанием заглянуть в его живые, внимательные глаза и получить автограф. А мне, как и многим очень хотелось узнать рецепт его молодости.
— Сергей, я подозреваю, что вы заключили тайную сделку с природой, наслышана о ваших особых способах питания, расскажите об этом.
— Первое и главное то, что я совсем не ем мяса. Практически исключены из рациона животные жиры и яйца. Объясню, почему: с течением времени в организме нарушаются обменные процессы, накапливаются «ошибки» по поводу холестерина, по выводу токсичных веществ, по компенсации строения клеток, сбивается некий механизм, и каждая последующая клетка отличается от предыдущей. Это и приводит к старению. Наш организм устроен так, что каждые семь лет в нем происходят изменения, обновление. И, казалось бы, если бы не было «ошибок», как я их называю, у нас было бы цифровое омоложение, мы всегда были бы одинаковые, да? Теория клонирования на чем основана? Но, раз в семь лет обновляясь, постепенно наши клетки перерождаются, не соответствуют изначальному оригиналу, и мы стареем. Этот процесс старения заложен генетически.
Курением, алкоголем, нервными стрессами, руганью постоянной, употреблением плохой воды, которая, вместо того чтобы вымывать шлаки из организма, наоборот, его зашлаковывает, — всем этим мы свою жизнь сокращаем, и на нашем внешнем виде это, безусловно, отражается. Мясо в гигантских количествах, которое помимо того, что само по себе вредно для организма, еще и несет в себе биоэнергетические поля животных, которые были насильственно убиты.В момент убийства на животное нападает дикий, страшный, кошмарный ужас, который отравляет не только его плоть, но и всю его энергетическую субстанцию. И вот эта отрицательная энергетика переходит в кусок мяса, в колбасу, в котлету. Представляете, какой ужас испытывает корова, которую ведут на бойню? Она еще в машине чувствует, что ее везут убивать. Если вернуться к народам Кавказа, то они не всякого барана едят, они убивают его в определенное время, когда он смотрит в определенную сторону света, его долго-долго гладят, он умиротворен, и убивают незаметно. Так же раньше делали и еврейские резчики кур. У них куры всегда были очень вкусные, нежные и питательные. Резчик эту курицу тоже долго гладил, обхаживал. Когда она начинала испытывать положительные эмоции, состояние кайфа, в этот момент он неожиданно ее резал. Она не успевала понять.
— Сергей, давайте от мяса перейдем к рыбе. Рыбу вы едите?
— Рыбу с удовольствием, в любых видах.
— Но рыба тоже не добровольно в сети попадает.
— А рыбу можно есть потому, что она не умирает в страшных мучениях, она низшей организации и просто засыпает от недостатка или, наоборот, от переизбытка кислорода.
— И вам никогда не хочется мяса?
— Нет. Я его очень давно не ем, с восемьдесят второго года, почти двадцать лет, и чувствую себя прекрасно.
— А яйца?
— С яйцами другая история. Их я не ем по той причине, что в них концентрация холестерина такая высокая, что организм не в состоянии его вывести из организма. С яйцами я, конечно, поступаю не так строго. Если немного яиц добавят в салат, делаю вид, что не догадываюсь об этом, но меня невозможно заставить есть яичницу или вареное яйцо.
— Сергей, раз уж основной рацион современного человека вы раскритиковали, поделитесь своим меню.
— В мой рацион входит как можно больше овощей в натуральном, то есть свежем, сыром виде или слегка приготовленных. По возможности я употребляю овощи со своего собственного дачного участка. Благо есть возможность сейчас, в основном, все выращивать из того, что я ем. Это капуста всевозможных сортов (особенно люблю цветную) и редис, кабачки, тыква, зелень различная. Люблю, как говорил, рыбу, особенно морскую, глубоководную, для меня она вкуснее, по сравнению с речной. И это позволяет, как многие говорят, в довольно пожилом возрасте выглядеть достаточно неплохо. (Смеется.)
-Давайте прикинем режим питания и меню Сергея Захарова на день.
— Пожалуйста. Утром я, как правило, ем или мюсли, или кашу (сейчас, слава Богу, полно финских каш быстрого приготовления, и они очень качественные). Немного сыра или йогурт и чай. Кофе я вообще не пью, просто не люблю. Если я не хочу какой-либо продукт, я его никогда не ем, даже не пробую. А себе я верю. Утром люблю поесть обильно, как древний грек. Это чаще часов в 10 утра. Затем второй завтрак у меня обычно бывает в час, полвторого. Он состоит из крепкого чая, сыра (признаюсь, очень люблю сорта сыра с плесенью). И могу съесть какой-нибудь овощной салат.
Обед мой, около шести часов вечера, состоит из салата, как можно больше цельных овощей, и второе блюдо — рыба с гарниром. Изредка — суп овощной, покупной завариваешь или суп-пюре. Из всех напитков я предпочитаю чай, сок или пиво безалкогольное. Я никогда не ужинаю. Поэтому мой обед в 17.30 −18.00 можно назвать ужином. Больше до девяти утра я крошки в рот не беру, и есть не хочется, потому что уже привычка. Организму нужно как минимум 15 часов, чтобы переработать все лишнее, чтобы все шлаки были упакованы в нужном виде.
— А ваши близкие тоже по этим законам живут?
— Да, они вынуждены были постепенно перейти на этот же режим. Если я не ем, им стыдно сидеть и есть в уголочке. (Смеется.)
— Сергей а что касается физических упражнений?
— К моему большому несчастью или счастью, меня невозможно утром заставить делать зарядку. Раньше я много занимался спортом, разными видами. А сейчас уже несколько лет не занимаюсь физкультурой. Но у меня это компенсируется постоянной работой на дачном участке. В свободное от концертов и творчества время я целые дни провожу на чистейшем воздухе. Наша дача находится в сосновом бору, мы живем там круглый год, и я стараюсь, как можно больше делать тяжелой физической работы. Кроме этого, я всю зиму убираю снег, а снега у нас много. Каждое утро в легком свитере беру лопату в руки и — вперед, убирать снег. За зиму получаю колоссальный заряд бодрости. Каждую неделю парюсь в своей финской бане. Многие в бане алкоголь пьют, некоторые чай. Алкоголь я совсем не употребляю. Слава Богу, сегодня есть безалкогольное пиво. Оно не приносит мне вреда, но я получаю все удовольствия от вкусовых ощущений. В пиве люблю не крепость или последствия алкогольного опьянения, я люблю в нем вкус. А что касается физической нагрузки, я бы хотел добавить, что меня спасает еще и моя работа, которая не сидячая. Отработать сольный концерт на сцене в постоянном движении — это большой физический труд, при том что я голосовой певец, а не фонограммный. Я всю свою жизнь пел живьем, за исключением редких случаев, а это дает большую силу. Главное в человеке — это легкие. У голосовых певцов легкие прокачаны. У нас другое дыхание. То же и в йоге — путь к здоровому организму идет через дыхание, происходит вентиляция легких. Обычный же человек дышит верхними долями, чуть-чуть. А внизу, в нижних долях, годами застаивается воздух. Нет отдачи, кровь не очищается в полной мере. Более того, представьте, что человек курит. У него забиты все альвеолы смолой, кислород поступает плохо. У курильщиков чаще бывают инфаркты. Если бы я курил, неправильно питался, не вел здоровый образ жизни, то не выжил бы в той экстремальной ситуации, которая была у меня, я бы не выдержал схватку со смертью.
— Расскажите, пожалуйста, об этом. В прошлом високосном году мы чуть было вас не потеряли: потеря сознания, инфаркт. Газеты писали, что вас буквально вытащили с того света. Что же произошло?
— Я участвовал в предвыборной кампании в поддержку президента. На протяжении лета у меня было очень много концертов в разных городах. Часто переутомлялся, недосыпал, и как результат нервного истощения случился коллапс. Рано утром мы должны были вылететь в Москву. Я дремал в номере гостиницы. Когда почувствовал, что теряю сознание, сполз с постели и в полуобморочном состоянии, видя маленькую щелочку света в двери, пополз к выходу. Грешная мысль пришла в голову, если дверь заперта, не буду бороться. Было очень трудно удерживать сознание, и не хватало кислорода. Дверь оказалась не заперта...
— И подоспела помощь?
-К счастью, напротив номера была комната администраторов, и там еще не спали. Позднее я очнулся в своем номере на диване и увидел вокруг много народа... и двух молодых людей в белых халатах, подбегающих ко мне. В следующий момент, по рассказам врачей, у меня остановилось сердце. Наступила клиническая смерть. И шесть с половиной минут меня не было. Врачи подключили электрошок. Смутно помню стук каталки по больничным плитам, потом провал, и только в 10 утра я очнулся.
— А где это произошло?
— Это произошло в гостинице, во время моих гастролей по Уралу, в сорока минутах езды от города Миасса. Как я узнал позднее, единственная реанимационная «скорая помощь» в то время, когда со мной случился приступ, проезжала мимо. В больнице, в которую меня тогда доставили, дежурил врач, который дока в области кардиологии и может сравниться с профессионалами мирового уровня. Я бесконечно благодарен всему медперсоналу больницы за то, что они спасли мне жизнь. В больнице была единственная капсула вещества, растворяющего тромбы, присланная американцами как демонстрационный образец. Она лежала в сейфе, его пришлось взламывать, и в течение полутора часов мне вводили это лекарство. Я очнулся через 2 часа после клинической смерти и пробыл в больнице 21 день, проходя курс реабилитации.
— Считается, что во время клинической смерти душа прощается с телом и как бы видит происходящее со стороны. Невесомость, свет в конце тоннеля... Вы что-нибудь подобное испытали?
— Прошло уже больше года, но я до сих пор отчетливо помню, что действительно видел это все со стороны. Я был сверху, над телом и склонившимися к нему врачами. Мне мешал потолок, и я — словно упругий шарик, а внизу полная комната людей, два врача и
Потом Народный артист России Сергей Захаров хитро улыбнулся и добавил: «А хотите, главный свой секрет скажу? Очень помогает любовь близких».
Жанна САБЕЛЬФЕЛЬД